650

14 июля 2023 г. 11:03

Спектакль

НЕПОВТОРИМАЯ ХАРИЗМА «БАБОЧКИ»

Не успели ещё раствориться в театральных кулисах оглушительные аплодисменты в финале спектакля «БАБОЧКА», который привёз на Международный фестиваль искусств «СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР В ВИТЕБСКЕ» театр кукол из Санкт-Петербурга под ярким названием «БРОДЯЧАЯ СОБАЧКА», как режиссёр спектакля Альфия АБДУЛИНА встретилась с журналистами и начала отвечать на вопросы многочисленной пишущей и снимающей братии. Были, надо отметить, и многочисленные блогеры. Хотя, если честно сказать, блогеры многое пропустили. Спускаясь по лестнице после спектакля, зрители делились первыми и, конечно, самыми яркими и искренними впечатлениями.

— Это потрясающе!..— Невероятно красиво!..
— А какое мастерство! Какие живые куклы!..
— Какая музыка!..

Многие молчали. Вероятнее всего, обдумывали увиденное. А посмотреть и обдумать действительно было что.

Тема спектакля сложная, эмоционально-насыщенная. Военная. Спектакль «БАБОЧКА» создан на основе книги итальянского автора Тонино ГУЭРРА. В годы Второй мировой войны он в свои двадцать с небольшим лет стал узником концлагеря. Чтобы выжить в сложнейших условиях, почти каждый вечер он рассказывал сокамерникам разные истории. А придумывал их днём, во время тяжелейшей непосильной и зачастую бессмысленной работы.

Потом, уже после войны и освобождения выжившие отыскали друг друга и на основе воспоминаний написали книгу. Называется она «СЕМЬ ИСТОРИЙ ЖИЗНИ».

И если вам, наши читатели, захочется вдруг узнать разницу между кукольными руками и руками актёра-кукольника, вам непременно стоит посетить спектакль в исполнении актеров театра «БРОДЯЧАЯ СОБАЧКА».

…Звуки популярных мелодий. Танго… Радость... Душа… И вдруг — вой снарядов, летящих неизвестно куда, и непонятно зачем несущих смерть… Стук поезда во тьме… Пульсирующий пульс… Сердце…  И сразу — жуткий скрип неизвестности и боли. Оглушительные шаги надсмотрщиков... А рядом — немые беззвучные сетчатые клетки, в которых — люди без фамилий и имён. С номерами вместо жизни... Скупая арифметика… И никого не интересует, что за цифрами — миллионы уничтоженных и погибших... 

Война — тема жуткая. Тема невозможно сложная. Для каждого, безусловно, разная. Но объединенная ужасом и трагедией.

...Тонино ГУЭРРО было суждено выжить. Стать кавалером Большого креста ордена «ЗА ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ», получить ордена Почёта и Дружбы (Россия), орден Почета (Армения), орден Чести (Грузия), стать почётным членом Российской академии художеств, обладателем премии «ДАВИД ДИ ДОНАТЕЛЛО» за лучший сценарий фильмов «ТРИ БРАТА», «И КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ…», «ХАОС», приза «ЗА ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ» на Каннском кинофестивале в 1984 году за фильм «ПУТЕШЕСТВИЕ НА КИФЕРУ». Всех наград Тонино ГУЭРРО не перечислить!

Поставить спектакль по произведению Тонино ГУЭРРО режиссёру Альфии АБДУЛИНОЙ предложила вдова драматурга Элеонора, уроженка Советского Союза. Элеонора была на спектакле театра «БРОДЯЧАЯ СОБАЧКА», когда коллектив из России выступал в итальянском городке Пеннабилли, где похоронен Тонино ГУЭРРО. Так, впервые в творческой биографии, Альфия АБДУЛИНА начала работать над спектаклем на военную тему.

На вопрос, как создавался спектакль, Альфия Сергеевна отвечает трепетно, искренне, от души.

— Работали воодушевленно. С огромной отдачей и интересом. Многократно читали и перечитывали текст. Объединяли разрозненные отрывки. Соединяли их во многом на эмоционально-интуитивном уровне. Вы же понимаете, тема сложная, насыщенная. Я даже не предполагала, что возьмусь работать над спектаклем на тему войны…Герои постановки – люди, люди разных национальностей, с разными взглядами... А их ломали. Вернее, пытались сломать... Для спектакля мы выбрали эффектный, говорящий о многом образ — образ бабочки. Крылья, рождающие жизнь, и крылья, несущие немую смерть. В спектакле практически нет слов. Я вообще не люблю, когда много говорят. Особенно в спектакле. Это отвлекает от действия, конфликта, интриги. Диалоги или же монологи (называйте это многословие как хотите) не дают зрителям возможность сосредоточиться на главной теме спектакля, а он нацелен на утверждение ценности нравственной стойкости и силе человеческого духа независимо от обстоятельств.
Хочу с гордостью отметить, что художник спектакля Наталья БУРНОС награждена престижной петербургской молодёжной премией «ПРОРЫВ». Она достойна этого. Хотя работа не была простой. Мы обе — и я как режиссёр, и она как художник — с характером. Но при этом мы обе не сомневались, что спектакль фестивальный и его ждёт успех. Это, кстати, подтвердило наше выступление в Витебске. Мы впервые привезли на фестиваль в Витебск спектакль с такой сложной темой. Мы участвуем в «КУКОЛЬНОМ КВАРТАЛЕ» уже в третий раз. Раньше показывали постановки, рассчитанные на детскую аудиторию: «ДЮЙМОВОЧКА», «ГАДКИЙ УТЕНОК».
Сегодня, конечно, волновались, но справились с эмоциями как только зазвучали первые аккорды спектакля...
К сожалению, мне как художественному руководителю, не часто удаётся найти время для творчества. А сегодня во время показа я получила настоящее удовольствие от реакции зрителей.
Я вообще люблю ездить на фестивали. Как говорится, не только себя показать, но и на других посмотреть. Это даёт новые эмоции и повышает квалификацию. У нас в штате нет постоянных режиссёров и художников. Стараемся приглашать разных авторов. Тогда у каждого спектакля — свой рисунок, своя неповторимая харизма. Интересно и актерам, и зрителям.
Надеюсь, мы не последний раз приехали в Витебск. У нас в репертуаре много интересных спектаклей. Думаю, что фестивальный «КУКОЛЬНЫЙ КВАРТАЛ» украсят и другие наши постановки, а это «БАРМАЛЕЙ», «ГУСЁНОК», «ЗАИНЬКА», «КАШТАНКА», «КОНЁК-ГОРБУНОК» и многие-многие другие.

…Сейчас, когда я слушаю в записи беседу с Альфией Сергеевной, на часах уже полпятого утра следующего фестивального дня. Театр «БРОДЯЧАЯ СОБАЧКА» — снова в дороге. Едет домой, в родной Санкт-Петербург. А я пишу. Голосу Альфии Сергеевны вторит шум автобусов, которые отвозят по домам зрителей после окончания концерта торжественного открытия Международного фестиваля искусств «СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР В ВИТЕБСКЕ». Уже приехали в Витебск новые участники фестиваля из разных стран и городов, которых, конечно, торжественно и заботливо встречают волонтёры Дирекции Славянского базара. Через считанные часы, как запланировано, начнутся репетиции и на сцене театра «ЛЯЛЬКА». И снова будет фестивальный шум, и снова встречи с друзьями и единомышленниками, которых знаешь и любишь благодаря фестивалю, и снова новый день, и снова любимый фестивальный гам...

И я, автор, не могу не выполнить просьбу и поручение актёров театра «ЛЯЛЬКА» и восторженных зрителей. Передаю огромную благодарность всем, кто работал над спектаклем театра кукол из Санкт-Петербурга «БРОДЯЧАЯ СОБАЧКА». Это актёры Кристина БЕКАНОВА, Элла ГЛАЗЕЦКАЯ, Константин КОЖЕВ и Сергей ГЛАЗЕЦКИЙ.

Режиссёр-постановщик — Альфия АБДУЛИНА. Хореограф — Кирилл КОСОВ. Музыкальное оформление Альфии АБДУЛИНОЙ (с использованием музыки Нино РОТЫ).

С благодарностью от организаторов — в копилке наград диплом «ЗА ИНТЕРЕСНОЕ РЕЖИССЕРСКОЕ РЕШЕНИЕ, УТВЕРЖДЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СОЗДАНИЕ ЯРКИХ ОБРАЗОВ В СПЕКТАКЛЕ «БАБОЧКА»!

Елена ГРИНЬ